Рассказываем, через что нужно пройти, чтобы провести интернет на Севере

Уже полгода жители Норильска пользуются высокоскоростным интернетом. При этом многие даже не представляют, сколько трудов и усилий потребовалось, чтобы норильчане могли просто поставить лайк под фото или прочитать новости. Подробнее об уникальных работах по прокладке интернета в таймырской тундре — в сюжете из северного города.

Это один из самых сложных участков трассы высокоскоростного интернета, идущей в Норильск. В прошлом году по дну Енисея проложили три километра первой линии оптоволокна. Сейчас бригады трудятся над укладкой уже основной ветки. Для надежности, кабель не просто опустят на дно реки, а уложат в глубокую траншею.

«Проведены все изыскания по дну Енисея, определены места и прогноз изменения береговой линии вплоть до 25 лет вперед, и определена прокладка способом копки траншеи на глубину 3 метра и прокладки в эту траншею кабеля…», — рассказывает замгендиректора компании «Мерлеон Строй» Виктор Тагаев.

Звучит вроде бы просто. Но как выкопать на дне реки траншею протяженностью в три километра с учетом того, что на некоторых участках глубина реки доходит до 25 метров? Решение искали долго. Рассмотрели десятки вариантов и остановились на самом инновационном.

«Мы находимся около аппарата, который называется тренчер — это подводный кабелеукладчик. И с учетом того, что дно Енисея представляет достаточно сложную структуру геологическую, нужно применять достаточно мощную машину. Насколько мощную — вот тренчеров такого класса до последнего момента в мире было всего три. Сейчас — несколько месяцев назад — появился четвертый. Их меньше, чем спутников значительно», — говорит советник гендиректора группы компаний «Комплексные энергетические решения» Алексей Кулагин.

В России из 4-х — всего ОДНА такая установка. Ей-то и доверили подготовку подводной траншеи. Кроме того, что работу аппарат будет проводить под водой. Необходимо еще преодолеть покрывающий Енисей ледяной панцирь. Его толщина — до двух метров! «Нам пока не известны случаи, когда проводилась подобная укладка кабеля подо льдом», — рассказывает Алексей Кулагин.

Чтобы заставить этот аппарат работать, понадобился двигатель мощностью в 4 тысячи лошадиных сил. Для понимания — это тягловая сила шестнадцати военных бронетранспортеров! Управляет установкой оператор из наземного передвижного центра.

«Специально этому нигде не научат, поэтому приходилось учиться в разных местах. Гидравлике, электрике, подводному делу, кабельной укладке», — говорит главный механик Дмитрий Кутало.

Для работы под водой установка оснащена четырьмя камерами видеонаблюдения, мощными прожекторами и даже эхолокатором, что позволяет работать даже при нулевой видимости. Прежде чем приступить к рытью траншеи, участок будущей трассы исследовали геологи. Провели изыскания и водолазы.

«Корабль затонувший, я думаю, не встретится на нашем пути. Мы проводили предварительное обследование — тут таких объектов нет. Но, конечно, по практике — если встречаются такие объекты, они или обходятся, или убираются с трассы. Гораздо проще и дешевле их обойти», — говорит руководитель техотдела группы компаний «Комплексные энергетические решения» Никита Яковлев.

Но прежде, чем укладчик отправится под воду, предстоит преодолеть еще одно препятствие. Выпилить в енисейском льду майну для погружения машины. Казалось бы, чего проще. Но для штатного погружения установки под воду майна должна быть длиной в 150 метров и шириной около 20-ти! Именно на таком расстоянии от берега и начинается нужная глубина.

Для того, чтобы проложить ВОЛС по дну Енисея, пришлось построить целый поселок, где есть все — и жилые модули, и столовая, и даже небольшая прачечная. Воду набирают здесь же, из Енисея. И хотя она питьевого качества, в столовой установлены специальные фильтры. Рабочие в поселке обеспечены всем необходимым от сытного обеда до теплой постели. Недавно на размещение в поселок прибыло и подразделение водолазов. Они будут обеспечивать дополнительный мониторинг работ, когда установка уйдет под воду. С собой подводники привезли спецоборудование для работы в арктической зоне.

«Работаем вот в этих шлемах. Здесь мы уже работаем вторую зиму. Второй сезон. Представляю вам американский шлем «Кирби Морган» суперлайт. Снаряжение с резервной системой дыхания, подачей воздуха, обдув. Аварийный запас воздуха у водолаза за спиной. В общем, в комфортных условиях работаем. Постоянная двусторонняя связь», — показывает водолазный специалист филиала «Морской спасательной службы» Игорь Усов.

Когда все подготовительные работы по погружению «Сварога» под воду завершат — начнется самая сложная часть проекта — бурение и укладка кабеля под водой в условиях заполярной зимы. Проект сложный, дорогой и для России — уникальный. Инвестпроект стоимостью более 2,5 миллиарда рублей, при поддержке краевых органов власти и Министерства связи и массовых коммуникаций России, профинансировала компания «Норникель». В проекте задействованы сотни людей и новейшая техника. Но только так северный остров может стать частью огромного цифрового материка.



Сетевое издание «Информационное агентство "Красноярский телеграф" (ktelegraf.ru)
Зарегистрировано Роскомнадзором, регистрационный номер серии Эл № ФС77-82345 от 10 декабря 2021 г.
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью "Медиа 7" (ОГРН 1212400023736).
Адрес редакции: 660028, Россия, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Баумана, зд.22/17, телефон редакции: 8(391)258-11-30, 2-900-333
Электронный адрес редакции: news@trk7.ru.
Главный редактор: Руденко Артем Николаевич
© 2024, Все права защищены.
Мы удалим ваш комментарий, если он нарушает российские законы или оскорбляет других читателей.
16+