Свадебная энциклопедия Красноярска: показываем платья 140-летней давности и рассказываем о сложных судьбах их хозяек
- Пятница, 22 сентября 2017, 14:31
- Главное/, Красноярск, Новости
- Нет комментариев
Отношение к свадебному образу меняется также стремительно, как и вся мода. Сейчас под венец можно пойти хоть в джинсах с кедами — на первый план выходит индивидуальность торжества, которая вытесняет строгие свадебные обычаи. Но как бы там ни было, свадебному платью девушки во все времена придавали значение особое, хоть сегодня, хоть 100 лет назад. И сейчас мы покажем вам, в каких платьях вступали в брак красноярские невесты с 1880 года вплоть до наших дней.
Конец 19 века
Это платье, пожалуй, самая необычная находка в Красноярском краеведческом музее. В нем вступала в брак зажиточная мещанка Зоя Мелентьевна Стыжных в 1880 году в Енисейске. Но оно отличается от каноничного образа свадебного наряда: отдельная юбка с турнюром — специальной подушечкой, которая подкладывалась под юбку сзади ниже талии для придания фигуре пышности. Между прочим, один из самых модных элементов того десятилетия не только в Сибири, но и во всем мире.
Дополнялся наряд кокетливым удлиненным приталенным жакетом фракового типа молочного цвета. Наряд выполнен из тонкой матовой шерсти, по которой шелковыми нитками пущены маленькие ягодки и шишечки. Найти часть наряда — а именно юбку — можно на втором этаже музея в зале культуры и быта Енисейской губернии.
1900-1920 годы
Моду на турнюры потеснил силуэт «песочные часы» — пышные бедра и грудь, тонкая талия, подчеркивающий шею жесткий высокий воротник, который держался благодаря специальным пластинам или вставкам из китового уса. Помимо этого в моду также входит трен — длинный шлейф. В платье подобного кроя выходила замуж в 1913 году 20-летняя Варвара Григорьевна Михалева.
«Здесь мы также видим присутствие стиля «модерн», довольно актуального в то время: сложный крой, драпировка, двойная юбка, ломаные линии. Как и «Незнакомка» Блока, женщина должна была быть неуловимой, хрупкой, ускользающей: женщина-вода, женщина-цветок», — говорит Елена Ярыгина, хранитель фонда ткани и кожи Красноярского краеведческого музея.
Это платье имеет очень богатую историю: свадебный наряд шился из чистой шерсти, тканевое полотно расшито шелковыми нитками. И каким бы оно роскошным не казалось на первый взгляд, его надевала далеко не богатая девушка. И сейчас мы расскажем, почему.
Варваре Михалевой посвящена отдельная экспозиция в Краеведческом музее. До замужества девушка проживала в селе Ук Иркутской губернии. Была самой старшей в семье из 9 детей и самой любимой внучкой зажиточного деда. Варе предстояла жизнь в богатом доме — ее посватали к состоятельному односельчанину. Однако все планы сорвал молодой приезжий учитель Андриан Голоколенов. Молодые до беспамятства влюбились и убежали на станцию Хилок Забайкальского края, где они и обвенчались в 1913 году.
Как бы возлюбленным не приходилось сложно, платье Варвары было сшито по всем модным веяниям того времени. Но выдает его «небогатость» скрытые детали: для экономии ткани и денег подкладка и другие элементы, не бросающие в глаза, были выполнены из дешевой бязи.
В 1917 году у пары родилась единственная дочь Виктория. Супруг продолжал учительствовать, стал директором железнодорожного ФЗУ и заодно обучил Варю: девушка закончила учительские курсы и стала преподавать в начальных классах. В 1930 году, понимая, что зажиточную семью Михалевых ждет коллективизация, Андриан приехал в родное село жены и увез с собой двух ее младших сестер. Они были удочерены. Следом за девочками приехала и мать Вари.
А в 1933 семья переезжает в Красноярск. До 1953 года Андриан Голоколенов преподавал в школе машинистов подвижного состава, здесь же преподавала и Варвара, она была учителем математики.
Еще одна деталь платья, не менее модная — тесьма «бобрик» в виде щеточки, которая крепилась на подол юбки, не давая длинному шлейфу грязниться и быстро приходить в негодность. Кстати, у свадебного платья шлейф закидывался на руку, но, к сожалению, этот элемент до наших дней не дошел — платье сдали с обрезанной деталью.
«Вместо стандартного букета невесты, который мы все привыкли видеть, в те времена были в почете цветы апельсинового дерева «Флер де оранж» и только. Они являлись символом чистоты и невинности невесты. Но так как достать такое редкое растение было не под силу даже самым зажиточным сибирякам, букет выливался из воска.
Революция и послевоенное время
Информации, как и в чем выходили замуж в Красноярском крае в 20- и 30-е годы, к сожалению, крайне мало. После революции представления о семье диктовались коммунистической идеологией: свадьба стала общественно-политическое явлением, нацеленным на утверждение советского образа жизни. Можно было даже не ходить в ЗАГС: совместная жизнь супругов без регистрации была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством. Даже в художественной литературе и кино тех лет практически нет описаний свадебных торжеств, а большинство большевиков поддерживали отмену института семьи. Однако такое отношение к браку долго не продержалось.
Уже в послевоенное время, в 1940-х годах, к свадебному платью вернулась его прямая функция. Так, в 1946 году, в селе Поверкино Тюхтетского района края, состоялась свадьба Валентины Алексеевной Благодатовой.
Платье невесты, по сравнению с выше представленными, кардинально отличается своей простотой и направленностью на модные течения тех лет: подчеркнутая линия талии, акцентированная линия плеча. Но, несмотря на то, что послевоенное время было тяжелым, торжественный наряд был сшит из натурального шелка с золотым отливом у местной швеи. Как отмечает Елена Ярыгина, возможно ткань сохранилась из старых запасов:
«Валентина Алексеевна заказывала платье у местной швеи, а шили тогда, кто во что горазд: достать ткань было очень сложно и единых стандартов, в чем должна быть невеста, тоже не было».
От повседневного платья наряд Валентины Благодатовой отличается рюшами, пущенными по верхней части наряда.
1950-е
Платье этого периода принадлежало Ирине Аверкиеной Дударь-Стесиной кандидату медицинских наук и первой выпускнице КрасГМУ. 24-летняя Ирина выходила замуж в 1950 году за своего преподавателя Абрама Соломоновича Стесина: он заведовал кафедрой политэкономии высшей партийной школы, потом преподавал в красноярском пединституте политэкономию и философию. Перед тем как вступить в брак, девушка с отличием закончила университет.
Свадебное платье сшила мама. Верх из крепдешина — вид шелковой креповой ткани с умеренным блеском, одна из самых распространенных шелковых тканей в СССР, юбка — из обычного тюля. У платья также есть нижняя сорочка, чтобы наряд не просвечивал. Он был собран из того, что было: на подъюбник пустили остатки крепдешина, а лиф сделан из мадаполама — тонкой бязи.
«Платье совершенно не относится ни к какому-то модному веянию тех лет. В 50-х не было журналов мод. Как мама сообразила, какую ткань нашла, из такой и сшила. С фасоном то же самое», — отмечает Елена Ярыгина.
Всю жизнь Ирина Аверкиевна проработала врачом, скончалась женщина полгода назад.
1960-е
Мода ярких и бунтующих 60-х (отголоски, которых иногда доносились с Запада) отразилась не только в повседневной одежде, музыке и искусстве, но и на свадебных платьях. В смелом платье-мини в 1969 году пошла в ЗАГС жительница Красноярского края Альбина Ивановна Глызина, в девичестве Погудина. Девушка на тот момент была студенткой 4 курса хакасского пединститута. Бракосочетание состоялась в селе Мигна Ермаковского района, платье было куплено там же, в сельпо. Да-да, мини продавали в обычных деревенских магазинах!
Юбка значительно укоротились, и стала выше колен. Раньше позволить выходить замуж с открытыми ногами не могла ни одна невеста. Заметна простота кроя — рубашечная, талия не подчеркивается. Отличительная черта — это ткань: платье сшито на гипюровом полотне с атласной подкладкой. В моду врывается синтетика.
1970-е
В этот период началось тесное взаимодействие с ГДР, в СССР активно завозились товары с дружественной немецкой демократической республики, в том числе и платья. В моду прочно входит гипюр — синтетическая ткань, которую так любили советские женщины за ее нарядный вид.
В свадебной моде 70-х идет возврат к старым традициям. Платья снова становятся длинными, закрывая щиколотки, подчеркивается линия талии. Однако есть отличительная деталь — это легкая пелерина, прикрывающая плечи и придающая силуэту изящный вид. Поднимая руки, девушка становилась похожа на летящего ангела. Помимо этого на платье приветствовались рюши и воланы.
Платье с фотографии принадлежало жительнице Красноярска Татьяне Ивановне Галинской — девушка выходила замуж в 1977 году в городе Крюково на Украине. Свадебное платье с пелериной и длинными рукавами приобрели по талону в Чернигове. Как рассказывает дочка Виктория, в Крюково был очень маленький выбор платьев, а так как маме хотелось выделиться на своей свадьбе, в местном сельпо было всего 2-3 платья, в которых уже вышли замуж почти все жительницы города, они с будущим мужем отправились в соседний город. Там же были приобретены фата, перчатки и туфли.
Виктория Владимировна хранила платье бережно и никому его не позволяла трогать. Только после рождения Виктории она позволила из фаты сшить новогодний костюм для дочери.
1980-е
Это десятилетие ознаменовалось товарным дефицитом. По талонам горожане брали не только еду и другие необходимые вещи, но и готовились к свадьбе. Например, в салоне торжеств, который находился на ул. Дубровинского, молодые пары по системе индивидуального обеспечения молодоженов могли взять костюмы, платья, обувь, ткани или заказать пошив платья. Талон выдавался при подаче заявления в ЗАГС.
В подобном салоне заказала себе торжественный наряд Елена Николаевна Догадина, учитель истории в 121 школе. Свадьба состоялась в 1980 году в поселке Большие Ключи Рыбинского района. Платье шилось по выкройке культового журнала «Бурда Моден», который буквально перевернул представление советских модниц и позволил создавать модные наряды самим. Отметим, что русскоязычный журнал вышел только в 1987 году, выкройки делались по оригинальному журналу.
В структуре платья снова наблюдаются мотивы 10-х годов 20 века: подчеркнутая талия, вытянутый силуэт, длинные рукава и воротник-стойка. Однако присутствует самый модный элемент 80-х — кружевное полотно из полиамидных волокон «вафля» (на фото справа).
1990-2000-е
Десятилетия ознаменовывается всем до боли знакомым и уже успевшим стать ненавистным платьем, как у диснеевских принцесс: пышная юбка, кринолин, обилие кружев и украшающих элементов типа бусин, паеток — и чем больше всего, тем лучше.
Верх мог разным: открытые плечи, рукава-фонарики, самый важный элемент — юбка. Мода на пышные платья с кринолином сохраняется до сих пор, однако уже сдает свои позиции.
Благодарим за помощь в создании материала хранителя фонда ткани и кожи Красноярского краеведческого музея Елену Ярыгину и главного хранителя фонда музейного центра «Площадь Мира»Татьяну Широкову, модель Ирину Шевага.